Я отправил деньги — и очень долго о них не слышал. Клиенты банков по-прежнему сталкиваются с потерей зарубежных переводов. Далеко не все готовы переходить на альтернативные платежные каналы, а в работе кредитных организаций улучшений не намечается пока. Куда пропадают международные переводы и как их вернуть — попробуем найти ответ на вопрос. Разбираемся, как избежать заморозки транзакций и что делать, если платеж застрял уже давно.
Прошло уже более трех лет после введения первых крупных санкций против России, которые нацелены на то, чтобы оторвать РФ от международного рынка. Постоянно вводятся новые ограничения — вот и 17 пакет у ЕС уже согласован. А обходных путей становится все меньше и меньше. Причем многие россияне не готовы использовать альтернативные варианты и продолжают отправлять деньги через SWIFT. В Европе заморожено более 300 миллионов долларов США российских денег — платежи просто задерживают и не возвращают.
Случаев с потерей перевода накопилось слишком много за это время. Например, клиент отправляет деньги за границу из банка, который не находится под ограничениями. Средства еще не успели дойти, а санкционный список обновили, и вот выбранная организация теперь вне игры. Отправителю остается только подавать заявление на получение лицензии, чтобы ему разрешили вернуть перевод. Вся процедура занимает около 1–2 лет.
Зарубежные банки недружественных стран напрямую отказываются принимать переводы из России. Из-за этого приходится пользоваться услугами банков-корреспондентов в других странах, например, в Казахстане, Таджикистане, Армении. Мало того, что платежи задерживаются и становятся дороже, так это не особо спасает от отмен — иностранные банковские организации все равно отказывают.
Каждый банк, который участвует в транзакции, проводит свои проверки. Из-за санкций против России им нужно более тщательно подходить к этому вопросу. Так что часто переводы останавливаются в неизвестных банках-корреспондентах, с которыми даже не получается связаться.
Вот примерно так и теряются или зависают на долгий срок платежи за рубеж.
Банки потеряли перевод, а разбирается клиент. При этом вариантов поиска денег у него не так много. Можно заказать расследование по операции у банка-отправителя, но это платная услуга, которая часто еще и ни к чему не приводит. Максимум — получится узнать, где именно остановились деньги.
Также можно запросить GPI-трекинг перевода. Его могут предоставить только финансовые организации, участвующие в цепочке транзакции, поэтому лучше обращаться к банку-отправителю. Специалист выдаст полную справку о пути платежа, либо просто скажет, где сейчас деньги. И это уже хоть что-то.
Одни клиенты напрямую обращаются в банк-корреспондент, чтобы подтолкнуть сотрудников обработать платеж. В таком случае стоит в письме указать все подробности перевода: reference number, дату, сумму, валюту, назначение. Приложите свифтовку и другие документы по операции, например, инвойс.
Также можно оформить возврат перевода. Банк-отправитель обращается в банк-корреспондент с заявлением о прекращении транзакции. Платежу все равно придется пройти все проверки, но это может ускорить процесс.
Клиент может повысить шансы на то, что его перевод дойдет до получателя без лишних задержек. Сравнивайте условия банков и изучайте истории клиентов. Хотя в РФ осталось совсем мало учреждений, которые работают со SWIFT, нужно подойти к этому вопросу ответственно. Сейчас в основном россияне обращаются в ОТП Банк — у него меньше всего ограничений.
Подробно описывайте назначение платежа. Чем больше уточняющих сведений удалось указать, тем лучше. По возможности отправляйте деньги на собственные иностранные счета, а уже с них переводите средства по нужным реквизитам. Это заметно повышает шансы на успех.
Перепроверяйте всю информацию, которую указываете в свифтовке. Сейчас точно не лучшее время, чтобы допускать ошибки — исправить сведения или вернуть платеж будет сложнее.
Если банк дает такую возможность, указывайте банки-корреспонденты, которым доверяете. Иначе платеж может затеряться у неизвестных посредников. Также можно перед отправкой связаться с банком-получателем и другими участниками транзакции, чтобы уточнить, примут ли они этот перевод.